Наружное освещение железнодорожных объектов

Проектирование освещения 21.09.2022
Наружное освещение железнодорожных объектов

Правильно организованное освещение объектов железнодорожной инфраструктуры позволяет создать безопасные условия для движения поездов, персонала, пассажиров. Проектирование и обустройство данных систем в этой сфере регламентируется ГОСТ и СП.

Нормативная документация

Организация системы должна выполняться в соответствии с нормативами и требованиями, приведёнными в следующих документах:

  • ГОСТ Р 54984-2012 "Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля". Настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.
  • СП 52.13330-2016 "Естественное и искусственное освещение". Является актуализированной редакцией СНиП 23-05-95. В документе представлены правила проектирования освещения железнодорожных путей площадок предприятий, станций, тоннелей.

Также при проектировании систем освещения станций, путей, охраняемых территорий, производственных помещений, других объектов железнодорожной инфраструктуры специалисты руководствуются общими правилами и нормами, касающимися электрификации промышленных, а также общественных объектов.

Требования к выбору светильников

Для организации освещения станций, переездов, вокзалов, путей, пассажирских платформ, депо и других объектов применяется более 20 видов источников света. В том числе, используются модульные устройства, прожекторы, регулируемые фонари. Чаще всего на железных дорогах устанавливаются поворотные мощные прожекторы, генерирующие направленный широкий пучок света, который можно регулировать за счёт подвижной конструкции устройства.

В целях экономии энергоресурсов в фонарях, а также прожекторах устанавливаются светодиодные модульные лампы большой мощности. В местах, где применение LED технологий является нецелесообразным или недостаточным для соблюдения установленных нормативной документацией требований, используются галогеновые или ксеноновые источники.

При выборе осветительных средств существуют основные требования:

  • Минимальная светоотдача или энергоэффективность - не менее 65 люмен на 1 ватт;
  • Стойкость к вибрационным и механическим нагрузкам;
  • Надёжность и безопасность вне зависимости от погодных условий;
  • Стойкость к скачкам напряжения сетевого питания;
  • Выбираются приборы, способные выдерживать температуры от -55°C до +55°C
  • Индекс цветопередачи - не ниже 80 единиц;
  • Цветовая температура - не ниже 5000 кельвинов;
  • Заявленный ресурс - не менее 50 000 часов;
  • Возможность простого, быстрого обслуживания в процессе эксплуатации;
  • Конструкцией приборов должна быть предусмотрена возможность регулярной очистки от пыли и грязи;
  • Для платформ, переездов, мостов нельзя использовать натриевые лампы высокого давления;
  • Запрещено использовать источники света, коэффициент пульсаций которых превышает 20%.

При установке светильников, фонарей, прожекторов в обязательном порядке предусматривается качественное заземление. Высокие требования предъявляются также к герметичности осветительных приборов, что обусловлено повышенной запылённостью воздуха.

Виды освещения

Различают три основных вида:

  • Общее;
  • Заливающий свет;
  • Комбинированное.

Общее - выполняет функцию подсветки территорий открытого типа, позволяя обеспечить равномерный и качественный свет на платформах для пассажиров, переходах, разъездах, прочих зонах. В качестве источников используются одиночные светильники, которые устанавливаются в зависимости от освещаемой зоны на опорах, настенных кронштейнах или натянутых тросах. В ряде случаев дополняется мощными прожекторами, конструкцией которых предусмотрена регулировка направленности светового потока. Количество, мощность, взаимное расположение источников света подбирается таким образом, чтобы обеспечивалось равномерное освещение всей обслуживаемой территории.

Заливающий свет - предназначен для путевых линий, где есть вероятность появления резких теней, контрастов, обусловленных передвижением поездов. Для организации применяются высокомощные прожекторы, устанавливаемые на высоких мачтах, которые располагаются на значительном удалении друг от друга. Главным моментом при обустройстве является высота размещения источников света. Поэтому для установки прожекторов в зависимости от обширности освещаемой территории могут использоваться мачты высотой до 30 метров.

Комбинированное - тщательно продуманные системы, соединяющие в себе как заливающий свет, так и общее освещение. Применяется практически на всех железнодорожных объектах. За счёт установки комбинированных систем достигается максимальное качество освещенности территорий, функциональных зон, соблюдаются нормы, требования ГОСТ, обеспечивается безопасность движения составов, персонала, пассажиров.

Типы реализации

В завершение рассмотрим некоторые особенности, которые учитываются специалистами при проектировании и реализации систем освещения.

  • Освещение периметров. Реализуется с целью обеспечения надёжной охраны территорий. При проектировании учитывается расположение постов охраны, пути движения составов, пассажиров, грузов.
  • Мачтовое освещение. К этому типу относятся системы, устанавливаемые на мачтовых опорах высотой выше 15 метров. Применяется для организации заливающего света, а также используется при проектировании комбинированных систем.
  • Освещение депо и обслуживающих цехов. В соответствии с современными требованиями в помещениях депо и обслуживающих цехов должны использоваться энергоэффективные источники света. Используется однофазное сетевое питание 220 В. В зонах ремонта железнодорожной техники и смотровых каналах из соображений безопасности устанавливаются светильники, работающие от напряжения 12 В.

Проектирование и обустройство системы освещения на объектах железнодорожной инфраструктуры — сложная и трудоёмкая задача, решение которой всегда возлагается на специально подготовленных специалистов. От того, соответствует ли оно нормам - зависят человеческие жизни, бесперебойность движения поездов, соблюдение графиков доставки грузов и пассажиров, общая экономическая эффективность железнодорожной организации.

Краснодар Свяжитесь с нами